Съездил - сфотал - написал


Какая связь лучше – проводная или сотовая?

Дата:  19.6.05 | Раздел: Обзоры технологий телекоммуникаций

В последнее время развитие сетей сотовой связи движется семимильными шагами. Услуги операторов становятся все более доступными и востребованными не только бизнес-аудиторией, но и людьми из так называемой бюджетной ниши. В наши дни уже никого не удивляет наличие мобильника даже у первоклассника. И все же традиционная телефония не спешит сдавать позиции, предоставляя своим абонентам все новые и новые виды услуг и сервисов.

Чем же можно объяснить сложившуюся на рынке услуг телефонной связи ситуацию? В первую очередь, наверное тем, что проводная связь, пока еще дешевле сотовой. Поэтому она по-прежнему занимает свою нишу и пользуется спросом не только у бюджетных организаций, но и в сфере бизнеса. Причем даже представители крупного бизнеса, чьи доходы позволяют снабдить всех своих сотрудников мобильными телефонами, не спешат полностью отказываться от традиционной телефонной связи.

Кроме своей дешевизны, проводная телефония, в наше время, предоставляет еще и довольно широкий спектр дополнительных услуг. С увеличением количества цифровых телефонных станций в Нижнем Новгороде, все большее количество людей получает доступ к возможностям современной телефонии, не доступным абонентам "древних" АТС. Многие, наверное, замечали на обратной стороне квитанций на оплату услуг связи, присылаемых по почте, предложение воспользоваться дополнительными видами обслуживания. Всего в нашем городе абонентам цифровых и аналоговых АТС доступно до 12 дополнительных услуг, в зависимости от типа телефонной станции. Не буду перечислять их все, вы всегда можете найти полный перечень ДВО на официальном сайте своего оператора связи (в Нижнем Новгороде услуги проводной связи предоставляют более пяти различных операторов), или на сайте автора – http://sviazist.nnov.ru. Приведу здесь только несколько самых популярных. На первом месте, естественно стоит тональный набор номера (частотный), на втором - переадресация вызова, на третьем – уведомление о входящем звонке (ожидание вызова). Последняя услуга особенно полезна тем, кто часто и подолгу занимает свой телефонный номер. В этом случае бывает очень сложно дозвониться до такого абонента. Услуга - "ожидание вызова", позволяет в значительной степени упростить эту ситуацию. Если кто-то позвонит вам, когда вы уже разговариваете по телефону, то вы услышите в трубке специальные сигналы, говорящие о том, что кто-то еще пытается с вами связаться. Воспользовавшись этой услугой, вы сможете принять второй звонок, не разрывая связи с предыдущим абонентом, а потом, выбрав какой вызов для вас важнее разорвать связь со вторым собеседником.

Еще одна очень полезная услуга, называется – "Прямой вызов с задержкой", в простонародье ее еще называют "Детский звонок". Если для вашего номера подключена эта услуга, то при поднятии трубки через 10 секунд произойдет автоматическое соединение с заранее запрограммированным номером. Услуга может быть полезна тем, у кого маленький ребенок остается надолго один дома, или пожилым людям, чтобы связаться с детьми или службами экстренного реагирования.

Другим несомненным плюсом традиционной телефонии являются значительно более короткие, по сравнению с сотовой связью, телефонные номера. Ведь нередко приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда человек уже давно пользующийся сотовым телефоном не помнит даже свой собственный телефонный номер! Хотя, с ростом абонентской базы операторов традиционной телефонной связи, приходится иногда менять нумерацию в городской сети, увеличивая количество цифр в номерах. Кстати жителям Нижнего Новгорода в конце 2006 или начале 2007 года предстоит пережить переход на семизначную нумерацию, так как из-за приближения абонентской емкости к одному миллиону номеров, шести знаков в телефонных номерах становится недостаточно. Но такие "катаклизмы" в сетях проводной связи происходят довольно редко.

Кроме всего вышеперечисленного, проводная телефония позволяет очень легко построить свою собственную учрежденческую телефонную сеть. А это, в свою очередь, позволит весьма существенно снизить расходы на телефонную связь, если специфика работы вашей компании такова, что сотрудникам приходится часто и помногу общаться между собой в течение дня. На сегодняшний день мне не известны случаи, когда внутреннюю мини-АТС подключали бы к сети какого-нибудь сотового оператора. Хотя, думаю, что теоретически это возможно реализовать. Таким образом, имея в помещении своей фирмы всего две или три городских телефонных линии и внутреннюю мини-АТС, можно обеспечить всех своих сотрудников полноценной телефонной связью, да еще и целым комплексом дополнительных услуг, часть из которых предоставит городская телефонная сеть, а часть – можно получить от собственной учрежденческой телефонной станции.

Очень интересным, как мне представляется, может быть вариант организации внутренней телефонной сети в организации, с использованием радиотелефонов работающих в стандарте DECT. Применив для этой цели подобное оборудование, можно реализовать, так называемую, микросотовую телефонную сеть, отвечающую практически всем запросам, предъявляемым к офисным телефонным сетям. А кроме обычных функций, присущих стационарным телефонам, в этом случае вы дадите своим сотрудникам еще и некоторую мобильность. Пусть даже она будет ограничена несколькими десятками метров для каждого абонентского терминала, все равно это позволяет получить гораздо большую отдачу от вложенного в покупку оборудования капитала.

Следует также отметить, что проводная связь обладает гораздо более высокой стабильность и надежностью. Особенно сильно это заметно во время каких-нибудь событий вызывающих многократное увеличение нагрузки на телефонные сети. Одна только новогодняя ночь чего стоит! По статистике, ночь с 31 декабря на 1 января, является периодом самой максимальной нагрузки в телефонных сетях, и очень часто мы сталкиваемся с тем, что коммутаторы сотовых операторов не справляются со шквальным увеличением нагрузки. А традиционная телефония работает, как ни в чем не бывало.

Так что, несмотря на бытующее у многих мнение о том, что проводной связи осталось существовать считанные годы, специалисты придерживаются несколько иного мнения. Стационарная связь по-прежнему будет пользоваться спросом, хотя и претерпит некоторые изменения. Стратегия развития проводной связи со временем сместится в сферу передачи данных, оставив голосовой трафик в виде дешевой дополнительной функции. Уже сейчас повсеместное развитие семейства технологий xDSL дает конечному пользователю гораздо более дешевый и высокоскоростной доступ к глобальной информационной сети, чем "мобильный Интернет".

Однако, не смотря на все вышесказанное, прошу вас не считать меня противником новых технологий, к коим относится и сотовая связь. У мобильного направления в телефонии тоже имеется множество положительных сторон, с которыми не могут соперничать традиционные телефонные сети.

Об этом свидетельствует возрастающая с каждым годом популярность сотовой связи. Абонентские базы операторов мобильной связи растут, чуть ли не в геометрической прогрессии. Обусловлено это, на мой взгляд, тем, что мобильный телефон, в отличие от стационарного, более персонифицирован. Если стационарным телефоном, как правило, пользуются несколько человек, то сотовый принадлежит одному пользователю, позволяя своему владельцу быть более доступным и коммуникабельным. Два последних условия особенно актуальны в наше время бурного и очень динамичного развития бизнеса.

По данным ИА REGNUM на 17 июня 2005 года доли абонентской емкости операторов сотовой GSM-связи в Нижнем Новгороде выглядят следующим образом:
  • ЗАО "Нижегородская сотовая связь" - 850 тыс. абонентов. Генеральный директор компании Михаил Петров на пресс-конференции 16 июня заявил, что НСС планирует увеличить до конца 2005 года количество абонентов до 1,7 млн. человек.
  • ЗАО "МТС - Нижний Новгород" - на конец мая число абонентов составило 339 тыс. человек против 262 тыс. человек на начало года.
  • ОАО "Вымпелком" на начало апреля составляло 793 тыс. человек против 700 тыс. человек на начало года.
  • Пресс-службы компаний "МегаФон" и "Tele 2 - Нижний Новгород" отказались предоставить последнюю информацию о количестве абонентов. Известно, однако, что по данным на середину апреля число абонентов "МегаФон" в Нижегородской области составляло 240 тыс. человек.

О росте популярности сотовой связи свидетельствуют и регулярные отчеты операторов, в которых говорится о неуклонном росте доходов в отрасли. 31 марта 2005 года в подмосковном поселке Бор, на состоявшемся общем собрании Ассоциации операторов GSM-сетей, были подведены итоги прошедшего года. Исполнительный директор Ассоциации - Вячеслав Афанасьев отметил, что абонентская база российских сетей сотовой связи за 10 лет существования в России этого стандарта, выросла до 88 миллионов пользователей.

Чем же так привлекательна сотовая связь для конечных пользователей? Помимо возможности быть постоянно на связи, абонентов привлекают еще и дополнительные сервисы. Если в других городах определитель номера работает и в сетях проводных операторов, то в Нижнем Новгороде у сотовых операторов на этом фронте явный перевес. Другая полезная услуга носит название "голосовая почта". Часто ее используют в качестве автоответчика в тех случаях, когда владелец телефона не может ответить на вызов самостоятельно. Перечисленные сервисы, в большей степени привлекательны для деловых людей. К их числу можно также отнести услуги мобильной почты, позволяющей принимать и отправлять электронную почту в любых условиях и в любом месте, лишь бы телефон был под рукой.

Однако не стоит забывать, что есть еще масса услуг, которые весьма привлекательны, в основном, для молодежи. Это и различные развлекательные сервисы, доступ к которым осуществляется через WAP, возможность обмениваться короткими сообщениями – SMS, и, конечно же, GPRS-Интернет, позволяющий получить доступ к Глобальной Сети из любого места. И, несмотря на низкую скорость соединения, напрямую зависящую от загрузки сети оператора голосовым трафиком, GPRS пользуется довольно большим спросом у молодежи.

Так что спорить о преимуществах и недостатках различных видов телефонной связи, можно сколько угодно, приводя все новые и новые доводы за и против. Но если задуматься, то получается, что нужны и полезны как сотовая связь, так и проводная телефония. По крайней мере, на сегодняшний день. А грамотное и хорошо обдуманное совместное использование обоих видов связи, позволит и бизнес держать на высоте, и просто всегда и везде оставаться на связи.



Cтатья опубликована на сайте "Киберлоцман Николая Пестова":
http://cyberlocman.ru

Адрес статьи:
http://cyberlocman.ru/modules/myarticles/article_storyid_36.html